Политическая партия «Партия налогоплательщиков России»
«Наилучший способ предсказать будущее заключается в том, чтобы создать его!»
Подписаться на новости:

Выборы без выборов. Единому дню голосования 14 сентября посвящается

21.08.2014

Столкнувшись с реалиями российской политической жизни уже в качестве председателя политической партии «Партии налогоплательщиков России», я сделал для себя массу удивительных открытий, которыми и хочу поделиться со своими читателями, со всеми членами нашей партии. Сегодня я расскажу о так называемом муниципальном фильтре, с которым мы столкнулись во всех регионах, где «Партия налогоплательщиков России» выдвигала своих кандидатов на выборах глав субъектов федерации. А для примера возьмем один из регионов - Удмуртскую республику, хотя все, что происходит там, очень напоминает ситуацию практически на всех территориях, где нынешней осенью будут проводиться выборы.  

Мы как-то уже подзабыли знаменитые в своё время тезисы о суверенной демократии в России, которые несколько лет назад высказал тогдашний серый кардинал Кремля Владислав Сурков. Дескать, в России тоже демократия, но она вовсе не обязательно должна быть похожа на политические режимы других стран.

В прошлом году Сурков ушёл в отставку. На смену ему пришли другие люди, о суверенной демократии никто не рассуждает, но дело Суркова живёт и очень даже неплохо себя чувствует. В частности, на просторах России вовсю свирепствует так называемый муниципальный фильтр. Этот способ проведения выборов глав субъектов РФ не известен ни в одной другой стране мира. Значит, мы имеем дело с настоящим суверенным способом проведения демократических выборов.

 

Мировые стандарты

 

Как можно проводить выборы в демократической стране? Мировой опыт даёт два основных варианта. Выборы могут быть прямые и косвенные. На прямых граждане непосредственно голосуют за кандидатов, на косвенных – избиратели голосуют за выборщиков (например, депутатов представительных органов власти), которые затем непосредственно голосуют за того или иного кандидата. Это – демократические варианты. Есть варианты не очень демократические. Это может быть прямое назначение должностного лица вышестоящим органом власти или проведение так называемых многоступенных выборов. При этом граждане избирают, например, делегатов на съезд, которые в свою очередь выбирают делегатов на съезд более высокого уровня. А уже там, на той высокой ступени, выбирают депутатов парламента или главу государства.

Так вот, в России решили пойти своим путём. Наш законодатель придумал схему, которая неизвестна ни в Америке, ни в Европе, ни в Азии. Даже в Африке такой системе искренне поражаются и подумывают над её внедрением.

 Мелкоячеистый фильтр

 В чём суть политической фильтрации? Эти правила были введены в 2012 году путём внесения поправок в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Весной того года тогдашний глава государства Медведев объявил о возврате к прямым выборам глав субъектов федерации, и поправки были призваны выхолостить демократический посыл заявления президента. Согласно поправкам к закону к региональным выборам допускаются только те кандидаты, которые заручились поддержкой определённого числа депутатов представительных органов власти местного самоуправления на территории соответствующего субъекта федерации. В федеральном законе установлена вилка: от 5 % до 10 %. Региональные заксобрания своим законом должны эту цифру конкретизировать. Таким образом, между желанием кандидатов принять участие в выборах и волей избирателей поставлен муниципальный фильтр (или барьер). Избирательное право знает инструменты предварительного отсеивания несерьёзных кандидатов – это сбор подписей избирателей или внесение избирательного залога. Но включать в избирательный процесс в государственные органы власти муниципальных депутатов до нас никто не додумался.

Замысел законодателя очевиден. «Единая Россия» контролирует подавляющее большинство местных парламентов по всей стране, а значит, партия власти имеет в своих руках инструмент отсечения от выборов неугодных ей кандидатов.

Разумеется, в России нашлись желающие проверить конституционность такого решения. В ноябре 2012 года соответствующий запрос был направлен в Конституционный Суд РФ. В декабре последовало постановление суда, в котором говорилось, что избирательные новации Конституцию РФ не нарушают. Отметим, что с юридической точки зрения постановление КС РФ не безупречно. Специалисты указывают, например, на то, что формулировку ст. 12 Конституции РФ «… Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» можно трактовать как прямой запрет на участие в формировании государственных органов со стороны муниципалов…  Но спорить теперь бесполезно. Конституционный Суд РФ – последняя инстанция, его решения окончательны и обжалованию не подлежат. Теперь нужно смотреть, как на основе новых правил проходят конкретные избирательные кампании. Например, на выборах Главы Удмуртской Республики, которые должны состояться 14 сентября 2014 года.

 Правила игры

  В июле были выдвинуты 8 кандидатов. Из них: 3 кандидата от парламентских партий в Госсовете УР. Ст. 26 закона «О выборах Главы Удмуртской Республики» устанавливает, что условием прохождения кандидатами «муниципального фильтра» является сбор подписей в поддержку кандидата депутатами представительных органов муниципальных образований. Поддержку кандидату должны оказать не менее 7 % от общего числа депутатов. Решением ЦИК УР №90.1-5 от 11.06.2014 г. установлено необходимое число депутатских подписей: 267. В том числе – 58 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов.

  В советах депутатов районов и городских округов фракция «Единой России» составляет более 80 %. Депутаты – члены «Единой России» – убеждены, что отдавать подпись за кандидата другой партии им нельзя.  Районными администрациями организован сбор подписей за четырёх «согласованных» кандидатов.  До глав районов доводилась квота для депутатского корпуса района: сколько подписей, за какого депутата необходимо собрать. Такие вот правила избирательной игры установили власти Удмуртии.

 Хроника событий

 24 июля 2014 года кандидат на должность Главы Удмуртской Республики Логинов Сергей Леонидович, выдвинутый избирательным объединением партии Коммунистическая партия «Коммунисты России», представил в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики документы для регистрации.

 25 июля 2014 года кандидат на должность Главы Удмуртской Республики Соловьев Александр Васильевич, выдвинутый избирательным объединением Удмуртское региональное отделение партии «Единая Россия», представил в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики документы для регистрации.

 25 июля в ЦИК УР были зарегистрированы в качестве кандидатов:

Чепкасов Владимир Геннадьевич, выдвинутый избирательным объединением Удмуртское региональное отделение партии КПРФ;

Маркин Андрей Леонидович, выдвинутый избирательным объединением Удмуртское региональное отделение Политической партии ЛДПР.

 Правила политической фильтрации

  Таким образом, подтвердились прогнозы специалистов о том, что к выборам 14 сентября в Удмуртии власти допустят кроме выдвиженца «Единой России» Александра Соловьёва и ещё 3-х кандидатов – представителей системной оппозиции.

Ещё в начале этого года в стенах республиканского парламента Удмуртии (Госсовета УР) был разыгран безобразный фарс. Депутаты от оппозиции предложили отменить муниципальный фильтр или снизить его с нынешних 7 % до минимального размера в 5 %. Александр Соловьёв лицемерно поддержал было идею о снижении муниципального барьера, но товарищи по партии с ним не согласились. Очень демократично получилось!

Дальнейшее предсказать было нетрудно. Как и ожидалось, от выборов были отсеяны представители несистемной оппозиции, в том числе и наш кандидат от политической партии «Партии налогоплательщиков России» Людмила Ниязова.

 Каким образом был разложен политический пасьянс?

 Партии, имеющие свои фракции в Госсовете, получили возможность выдвинуть своих кандидатов на сентябрьских выборах благодаря прямому сговору с «Единой Россией». Исключение – «Справедливая Россия», имеющая в республиканском парламенте всего одного депутата. Растеряв благодаря бездарной внутрипартийной политике практически всю свою фракцию в Госсовете Удмуртии, эсеры предпочли раболепно присоединиться к единороссам и поддержать кандидатуру Александра Соловьёва.

Что касается КПРФ и ЛДПР, соглашение о сборе подписей для их кандидатов, скорее всего, было достигнуто на федеральном уровне. Депутаты-муниципалы от «Единой России» по разнарядке отдали подписи Чепкасову и Маркину. Стороны остались довольны. Единороссы получили имитацию политической конкуренции, что призвано обеспечить им легитимность результатов (иначе Путин может крепко наругать). А системная оппозиция отметилась на выборах для галочки (закон о политических партиях под угрозой запрета требует от партий регулярно выдвигать своих кандидатов на выборах различного уровня). Кроме того, Чепкасов и Маркин надеются благодаря своим результатам (их им тоже, если надо, «нарисуют») поднять свои рейтинги во внутрипартийных разборках.

Что касается Логинова и «Коммунистической партии Коммунисты России», то эта партия-спойлер давно работает в интересах «Единой России» как противовес КПРФ. То есть если бы Чепкасов затеял вдруг нешуточную избирательную кампанию, Логинова бы активизировали для отвлечения избирателей севера Удмуртии от других коммунистов (напомним, Чепкасов и Логинов представляют относительно «красный» город Глазов).

Мы можем делать подобные выводы, не только опираясь на сведения наших источников. Можно обратить внимание и на чрезвычайно вялое течение нынешней избирательной кампании. Раздаточных материалов от коммунистов практически не видно, газета ЛДПР содержит материалы, критикующие почему-то власти Ижевска (хотя выбирать будут не мэра, а главу Удмуртии). Предвыборные ролики Чепкасова по республиканским каналам оставляют жалкое впечатление: Удмуртия достойна лучшего, чиновники воруют… Похоже, КПРФ и ЛДПР решили не тратиться на избирательные бюджеты во второстепенной для них кампании.

Что получит системная оппозиция – понятно. Коммунисты и либерал-демократы сохраняют депутатские кресла в республиканском парламенте и режим наибольшего благоприятствования на федеральных выборах. А какие дивиденды получает партия власти? Что с интересами населения республики?

 Народ и партия

 Как это ни странно на первый взгляд, «Единая Россия» от таких игрушечных выборов только проигрывает. Люди прекрасно понимают, что им в очередной раз предлагают голосовать на выборах без выбора. Значит, явка избирателей будет чрезвычайно низкой. Это – удар по легитимности власти в целом и подрыв авторитета республиканских элит в глазах федерального руководства. Явка на уровне 50 % вызовет неудовольствие в коридорах кремлёвской власти. Соловьёву будет непросто выстраивать отношения с администрацией Президента и Правительством РФ. От этого пострадают все жители Удмуртии.

А какие выводы должна сделать оппозиция, настоящая, а не карманная, прикормленная? Система муниципального фильтра полностью подрывает принцип многопартийности в России. Само существование политических партий за исключением парламентской четвёрки становится бессмысленным, ведь участие в выборах ставится в зависимость от воли постоянно правящей партии. Могла ли, к примеру, Людмила Ниязова добиться участия в выборах Главы Удмуртии? Могла, и еще как! Но только чисто теоретически, если бы в России функционировала другая политическая система, основанная на правилах честной конкуренции различных партий. Мы такой конкуренции не боимся. Но чего нет – того нет. Умные люди, носители свежих перспективных идей, предлагающие смелые решения, не востребованы системой, в которой все роли расписаны на годы вперёд, где места во властных структурах распределяются по принципу личной преданности, принадлежности к той или иной группировке, повязанной коррупционными путами. 

Значит, нынешняя система толкает нас к американской схеме, когда постоянно правящая политическая элита регулярно разыгрывает перед населением в меру затратные шоу для демонстрации якобы имеющихся демократических возможностей граждан по обновлению органов власти.

Вот только одна проблема мешает нам верить в будущее такой очень «суверенной» демократии. Наш народ всё-таки посмышлёней американских обывателей будет. На такие выборы он отвечает политическим бойкотом и отчуждением от власти.

К сожалению, такую систему демократией назвать никак нельзя. Даже суверенной.

Но не всё так безнадёжно, как может показаться на первый взгляд. Работа налогового консультанта приучила меня к тому, что любые результаты надо тщательно изучать, анализировать, приводить в систему и делать выводы. Нынешняя избирательная кампания даёт нашей партии возможность освоить полученные уроки и с новыми силами включиться в политическую борьбу на следующих циклах избирательного процесса. С одной стороны, в Удмуртии мы показали результаты, которые значительно превосходят всё, чего добились другие внесистемные оппозиционные партии. С другой стороны – нас остановил муниципальный фильтр. Значит, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы показать качественный результат на местных выборах. Мы не будем посыпать голову пеплом и сетовать на несправедливые правила игры. Мы постараемся даже в таких неблагоприятных условиях добиться победы и побить противников их же оружием – голосами муниципальных депутатов.

Время у нас ещё есть, и мы обязательно успеем и перестроиться, и организовать работу по новым направлениям. В результате мы сможем изменить нашу налоговую систему. Ведь наша партия пользуется широкой поддержкой. И это не удивительно. Ведь мы отстаиваем правое дело.

 

Председатель политической партии
«Партии налогоплательщиков России»
Евгений Сивков

 

 

 



Теги: выборы, 2014, 14, сентября

Региональные новости